Федор Чемерев (nkfedor) wrote,
Федор Чемерев
nkfedor

Россия и Украина ведут тайные переговоры по самолетам Ан-124−100 «Руслан»

И даже пытаются восстановить сотрудничество. Получится ли?


Самолет Антонов Ан-124 Руслан перед пресс-конференцией по поводу предстоящих технологических ярмарок «Intec» и «Z» в аэропорту Лейпцига (Фото: AP/TASS)

Россия и Украина ведут закрытые переговоры по самолетам Ан-124−100 «Руслан». Об этом в пятницу, 3 ноября, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в авиаотрасли. Согласно информации издания, российская грузовая авиакомпания «Волга-Днепр» и украинское государственное предприятие «Антонов» договариваются о продлении летной годности самолетов взамен на документацию по продлению ресурса Ил-76. Тем не менее, сообщается, что ввиду политических разногласий между нашими странами решение вопроса откладывается.

«Пока есть понимание о стоимости услуг и месте проведения работ: бригада украинского предприятия займется ими на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске», — сообщил собеседник издания.

Как сообщил другой источник, договоренность между Россией и Украиной может быть достигнута только в том случае, если против по политическим мотивам не выступит Верховная рада.

Сообщается, что в настоящий момент в парке компании «Волга-Днепр» находятся 12 «Русланов». Держателем сертификата на них остается «Антонов». Продлевать ресурс самолетов необходимо каждые четыре тысячи летных часов, хотя назначенный ресурс составляет 50 тысяч часов, 10 тысяч полетов и 45 календарных лет.

Российско-украинское сотрудничество стран в авиационной сфере прекратилось после присоединения Крыма к России. В 2015 году «Антонов» по распоряжению правительства Украины вышел из украинско-российского СП «ОАК-Антонов».

В сентябре 2016 года «Антонов» заявил, что намерен добиваться запрета полетов за пределами России самолетов Ан-124−100 «Руслан», если Москва откажется от украинского сервисного обслуживания этих летательных аппаратов.

Сообщалось, что в случае, если поддержание летной годности «Русланов» будет осуществляться без участия концерна «Антонов», концерн не сможет гарантировать безопасность этих воздушных судов, и предприятие будет вынуждено обратиться в международные авиационные организации с заявлением о снятии с себя ответственности за обеспечение безопасной эксплуатации этих воздушных судов на международных авиалиниях.

Отметим, что в ГП «Антонов» подтвердили сотрудничество с российской фирмой.

Согласно сообщению пресс-службы концерна, специалисты ГП «Антонов» проведут проверку самолетов АН-124−100 «Руслан», принадлежащих российской авиакомпании «Волга-Днепр», так как предприятие обязано проводить техобслуживание самолетов, держателем сертификатов которых оно является, в течение всего срока службы воздушных судов. Отмечается, что ГП «Антонов» руководствуются Конвенцией о международной гражданской авиации ICAO, в которой прописаны все условия эксплуатации самолетов и их техобслуживания.

«Именно с целью соблюдения своих обязательств, по межведомственному согласованию с полномочными министерствами и ведомствами Украины, в соответствии с письмом-разъяснением Госэкспортконтроля Украины, на договорной основе специалисты ГП „Антонов“ выполнят работы по оценке технического состояния самолета Ан-124−100 авиакомпании „Волга-Днепр“, которая не входит в перечень компаний, к которым, согласно решению СНБО Украины, применяются санкции», — говорится в сообщении.

Отметим также, что партия «Народный фронт» в Верховной Раде потребовала расследования из-за обслуживания «Антоновым» самолетов из России.

— Россия не находится в состоянии войны с Украиной, поддерживает дипломатические отношения с этой страной и не прерывала по своей инициативе экономические связи, — напоминает заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.

— Инициатива всегда исходила только от Киева. Это относится и к сотрудничеству в авиастроении, которое сейчас отсутствует, а сама отрасль без кооперации с Россией на Украине практически прекратила свое существование.

«СП»: — Как на такие известия отреагирует в Киеве «патриотическая общественность»? Это «зрада»?

— Националисты намерены использовать этот факт как инструмент давления на Россию. И это, по некоторой информации, сейчас и происходит. Продление сроков эксплуатации самолетов увязывается с ситуацией в Донбассе и другими посторонними вопросами.

«СП»: — Кто больше заинтересован в сотрудничестве? И по АНам, и в целом?

— Обслуживание находящихся в эксплуатации у российских авиакомпаний «Русланов», пожалуй, последний источник валютных поступлений для украинских авиастроителей. Украина изо всех сил цепляется за советское наследие, которое еще приносит хоть какой-то доход. Думаю, в этом все дело. Политически невыгодно сотрудничать с Россией, но другого выхода нет.

«СП»: — Допустим, переговоры в итоге увенчаются успехом. А что дальше? Вообще так ли нам нужны эти «АНы»?

— Вероятность того, что России рано или поздно придется поставить на прикол «Русланы» сохраняется. Тем более что через 20 лет они в любом случае окончательно устареют, продлевай или не продлевай им сроки эксплуатации. Что ж, это только подтолкнет наших авиастроителей к созданию новых собственных самолетов. Такие разработки сейчас уже ведутся в ЦАГИ им. Жуковского. Спрос на крупногабаритные авиаперевозки в мире растет. Россия занимает на этом рынке достойное место и не намерена отступать перед конкурентами.

«СП»: — В каких еще отраслях мы могли бы восстановить сотрудничество?

— В нелучшем состоянии украинская атомная отрасль, без заказов осталось двигателестроение, украинская трубопроводная система дышит на ладан, многие высокотехнологичные сферы, которые были завязаны на кооперацию с предприятиями России, приказали долго жить. Казалось бы, пора прозреть, не рубить сук, на котором сидишь. Но нет, это необязательно означает, что возобновление сотрудничества не за горами, как в случае с «Русланами». Да и там, как мы видим, не все ясно. Просто Украина вслед за Восточной Европой проходит этап уничтожения национального промышленного потенциала, по завершении которого не с кем уже будет возобновлять сотрудничество.

— В информацию «Коммерсанта» хочется верить, — говорит политолог Александр Дудчак.

— Технологии, которые создавались «Антоновым», требуют колоссальных затрат. И финансовых, и людских, и временных. Уничтожить можно легко, восстановить — практически нереально, тем более в условиях нынешней Украины. Поддержание работоспособности предприятия хотя бы в коматозном состоянии, сохранение трудового коллектива КБ — это работа ради будущего. Ведь когда-нибудь нынешнее затмение разума на Украине закончится.

«СП»: — Сообщается, что решение откладывается из-за политических разногласий между Москвой и Киевом. Но эти разногласия никуда не денутся в ближайшее время. Значит, переговоры зайдут в тупик?

— Действительно, Киевом многое сейчас делается вопреки здравому смыслу и в убыток себе же. Не исключено, что и в этот раз «политическая целесообразность» возьмет верх. Россия сможет обойтись без «Антонова», так как имеет собственное авиастроение. Известные бренды в этой отрасли — «Ильюшин», «Сухой», «Туполев» — сами нуждаются в инвестициях и ведут сложную борьбу с западными конкурентами. Украина пока что имеет одно уникальное производство под всемирно известной торговой маркой, и сохранить ее своими силами просто не в состоянии. Будет очень жаль его похоронить, отказавшись от сотрудничества с РФ.

«СП»: — Так ли нужны России эти самолеты? Стоит ли ради этого тратить нервы и время на переговоры со столь непредсказуемым соседом?

— Да, стоит тратить время на переговоры. Война до победного конца только в головах и на языках майданных политиков. В реальности, никто из украинских политиков не видит себя с шашкой на лихом коне впереди войск. Впрочем, угробить на войне десятки тысяч своих сограждан для них не проблема. И у России нет цели уничтожить Украину. Для этого и воевать не нужно было бы. Достаточно вывести российский капитал из страны. Значит и в РФ верят в окончание смутного времени. Ведь все равно основная забота по восстановлению Украины ляжет на Россию. Ни Западная Европа, ни Северная Америка в этом не заинтересованы. У них противоположный интерес — чем глубже будет украинский кризис, тем больше затрат вынуждена будет понести Россия. И это Запад вполне устраивает. Поэтому переговоры вести стоит.

Да и не все граждане Украины сторонники «Майдана» и бандеризации страны. Большая часть населения оказалось в заложниках нынешней власти. И если бы РФ начала экономическую полномасштабную войну с Украиной, это ударило бы по всем ее жителям. Да, Киев прикрывается этими людьми, как живым щитом в экономике, понимая, что в России этот фактор учитывают.

«СП»: — А так ли нужна Киеву документация по продлению ресурса Ил-76? Они готовы ради этого наступить себе на горло и пойти на сделку с «агрессором»?

— Многие украинские высокотехнологичные предприятия продолжают сотрудничество с РФ, невзирая на запреты. Руководители этих предприятий рискуют своим здоровьем и свободой. Против них нередко возбуждают уголовные дела. Этим и отличается подход к решению проблем государственников и политических временщиков. А документация нужна. Хотя украинских Ил-76 к моменту госпереворота оставалось всего 4 в рабочем состоянии и более 20 в состоянии «набор запчастей».

«СП»: — В каких еще отраслях возможно возобновление сотрудничества между нашими странами, несмотря на политический конфликт?

— Во всех. Конфликт нужно заканчивать. Организаторы кровавых событий на территории Украины и виновные в обнищании украинского народа должны понести заслуженное наказание. И хоть сейчас это звучит как тост «За все хорошее против всего плохого», тем не менее над этим нужно работать.

«СП»: — Как отреагирует украинская общественность? Будут ли комментарии от властей Украины?

— Конечно будет реакция общественности. «Эйрбас» или «Боинг» могли бы финансово поддержать такую реакцию и возмущения «патриотической общественности» — им конкуренты на рынке не нужны.

Автор: Дмитрий Родионов
Материал комментируют: Александр Дудчак, Игорь Шатров
Источник: Свободная пресса


Комментарий:

Вторая половина 80-х годов XX века ознаменовалась выдающимися достижениями в авиакосмической и ракетной индустрии СССР. С февраля 1986 года начата эксплуатация орбитальной станции «Мир». В 1987 году успешно проведены летно-конструкторские испытания ракетных двигателей РД-0120 и РД-170, предопределивших саму возможность создания «Энергии» — ракеты, открывающей возможности реального освоения Луны, носителя, с помощью которого в 1988 году был осуществлен запуск многоразового космического корабля «Буран». В рамках проекта «Энергия-Буран» был создан уникальный транспортный реактивный самолет Ан-225 «Мрия». Его первый полет состоялся 21 декабря 1988 года. А двумя годами ранее — в январе 1987 года — поступил на вооружение военно-транспортной авиации СССР самолет Ан-124 «Руслан», послуживший прототипом для «Мрии».

Двигатели к «Русланам» и «Мриям» создавались на запорожском предприятии, известном в настоящее время как «Мотор Сич», блоки первой ступени «Энергии» (по существу — с небольшими изменениями — ракеты семейства «Зенит») проектировали в днепропетровском КБ «Южное».

Это была эпоха великих проектов, в рамках которых организовывалась и координировалась деятельность десятков конструкторских бюро, сотен научно-исследовательских институтов, тысяч предприятий. Трудно вообразить, что могло бы быть создано этим мощнейшим интеллектуальным и промышленным конгломератом за последние тридцать лет, если бы все, созданное к началу девяностых, удалось сберечь и приумножить!

Сейчас, спустя 100 лет после Великой Октябрьской Социалистической Революции, без которой все эти успехи были бы немыслимы, на территории великой страны — СССР — идет гражданская война с применением реактивных систем залпового огня. А мы должны признать, как бы это кому-то не казалось невероятным, что не взирая на «политические» сложности в отношениях двух «независимых» государств — России и Украины, Россия должна спасать и КБ «Антонов», и КБ «Южное» и «Мотор Сич», и «ХАРТРОН-АРКОС», и многие другие. Потому что если этого не сделать сейчас, когда на Украине власть утрачивает последние признаки легитимности, мы совершим очередную подлость. Как в начале девяностых, когда позволили расчленить Советский Союз. Кто — сознательно, с садистским наслаждением, кто — без всякой задней мысли, полагая что все обойдется, «устаканится» и даже станет лучше, чем было, а кто, предчувствуя, что последствия расчленения будут катастрофическими, не смог найти в себе силы, а в окружающих — опору, столь необходимые для того, чтобы этому безумию противостоять.

Справка:

Ан-124 «Руслан» (внутреннее обозначение: изделие «400», по кодификации НАТО: Condor — «кондор») — советский тяжёлый дальний транспортный самолёт[5] разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Крупный и самый грузоподъёмный в мире серийный грузовой самолёт (в 1982—1988 годах был также крупнейшим по габаритам самолётом в мире).



Самолёт Ан-124 «Руслан» создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, таких как тягач МЗКТ-79221, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и тяжёлой боевой техники. Также самолёт предназначался и для крупнотоннажных перевозок в интересах народного хозяйства. Гражданский вариант самолёта может выполнять полёты на всех географических широтах и предназначен для перевозки грузов, в том числе нестандартных крупногабаритных.

Первый полёт опытный образец самолёта совершил 24 декабря 1982 года в Киеве. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолёт поступил в январе 1987 года, всего были построены 56 машин, в том числе один прототип для наземных статических испытаний.

Ан-225 «Мрия» (укр. Mрія: «Мечта», по кодификации НАТО: Cossack — «Казак») — советский транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова. Один из самых больших и грузоподъёмных самолётов в мире.



Самолёт был спроектирован и построен в СССР на Киевском механическом заводе (руководитель проекта — В. И. Толмачёв) в 1984—1988 годах[2][3]. Первый полёт был совершён 21 декабря 1988 года. Изначально было заложено две машины, в настоящее время один экземпляр находится в лётном состоянии и эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines.



Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиатранспортной системы для проекта многоразового космического корабля «Буран». Основным назначением тяжёлого транспортного самолёта в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах.

Кроме того, предполагалось использование Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн.

Так как блоки ракеты-носителя «Энергия» и сам «Буран» имели габариты, превышающие размеры грузового отсека Ан-225, на самолёте предусматривалось крепление наружных грузов. Наличие спутной струи от закреплённого наверху фюзеляжа крупногабаритного груза потребовало заменить однокилевое хвостовое оперение Ан-124 двухкилевым, чтобы избежать его аэродинамического затенения.

Таким образом, Ан-225 создавался как самолёт, предназначенный для решения узкого круга достаточно уникальных транспортных задач, но использование Ан-124 в качестве основы дало ему определённые качества универсального транспортного самолёта.


Добавить в друзья: | ЖЖ | твиттер | фейсбук | ВК | одноклассники | E-mail для связи: gnktnt@gmail.com
Tags: АН-124, Антонов, Ил-76, ОПК, Россия, Украина, авиация, переговоры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment