Федор Чемерев (nkfedor) wrote,
Федор Чемерев
nkfedor

Какой же на самом деле была советская женщина?

(из публикаций Андрея Баздырева)



20 марта 2016 года Андрей Баздырев — артист ансамбля имени Александрова, погибший 25 декабря в авиакатастрофе Ту-154, — опубликовал в «Живом Журнале» свою вторую (и последнюю) статью. Этот его пост — о праздничном мероприятии, посвященном Международному Женскому дню 8 марта, устроенном по инициативе региональной первичной организации (ячейки) СВАО движения «Суть времени». Мероприятии, проходившем в помещении московской библиотеки № 56. Кто читал мой пост от 26 декабря, посвященной Андрею, возможно, обратил внимание на упомянутый мною отчет ячейки об этом мероприятии. Сравнив этот отчет с публикацией Андрея, нельзя не заметить, насколько важно было это мероприятие для него самого. Да, согласно замыслу этого праздничного мероприятия с самого начала предполагалось, что на нем будут звучать песни, и что их исполнителем будет, конечно же, Андрей. Так оно, в итоге и получилось — к немалому огорчению Андрея и при полном восторге присутствующих, в первую очередь, женщин. А огорчен он был тем, что очень важные — с его точки зрения — мысли, которые не могли быть изложены иначе как привычной нам прозой, в этом — по существу, сольном его концерте — не прозвучали так, как ему хотелось бы. И опубликованный им пост — попытка восполнить этот пробел.

Советской женщине посвящается



Советская женщина: кто она? Набирая в поисковике словосочетание «советская женщина» обнаруживаем в первой ссылке http://76-82.livejournal.com/5138897.html псевдолиберальную околесицу: «подавляющее большинство женщин «за 30» в Советском Союзе были страшными, неухоженными и с плохими зубами». И сетование на то, что видите ли советская власть виновна в демографических проблемах тем, что «вытащила женщину из «трех К» — и получила одного ребенка в семье» (За право выйти женщинам за рамки Kinder, Küche, Kirche – дети, кухня, церковь — боролись все прогрессивно мыслящие люди в 19 и 20 веках, и возможность для каждой женщины состояться социально была предоставлена именно советской властью).

«Убийственным приговором» советскому строю звучат трагические (прямо Шекспир какой-то) слова:

«В стране победившего социализма для всех гигиенических целей использовалась только вата…».

В общем, как говаривал герой советской комедии: «Мрак, грязь, страх и ничего человеческого». Конечно, сейчас подобный опус воспринимается большинством как грязный пасквиль, чему свидетельство — обилие возмущенных комментариев.

Но какой же на самом деле была советская женщина, какими качествами она обладала, какие ценности исповедовала? Об этом наша ячейка СВАО попыталась рассказать при помощи песни, слова и образа на концерте, прошедшем 5 марта в Библиотеке № 56.

Почему мы решили посвятить наш концерт именно советской женщине? Не только потому, что «Суть времени» является организацией, трепетно относящейся к лучшему в советском наследии, но и потому, что советская женщина — это не прошлое, советская женщина не ушла в историческое небытие в 1991 году. Да и как это могло случиться, если феномен советской женщины возник как ответ на чаяния многих поколений русских женщин. Вобрал в себя основные положительные качества женщины дореволюционной России (скромность, доброта, жажда познания, великодушие, трудолюбие, жертвенность) и, обогатившись достижениями общества, где было недопустимо какое-либо угнетение, стал на многие годы маяком для миллионов физически и духовно терзаемых женщин всего мира.

Да, архетип советской женщины не смогли вытравить никакие Перестройки. Советская женщина живет сегодня не только в наших мамах и бабушках, рожденных в СССР, но и в наших сестрах и подругах, выросших после его исчезновения. И она ещё явит себя обновлённой всему миру.

Наш концерт состоял из трех блоков, каждый из которых был посвящен одной из ипостаси советской женщины: жены, матери, воину. Каждому блоку был предпослан небольшой рассказ. Открывала концерт знаменитая песня Т. Н. Хренникова «Что так сердце растревожено». На экране же шли эпизоды из советских фильмов «Верные друзья», «Баллада о солдате», «Летят журавли». Насколько светлы и чисты образы любви, которые предъявляла советская культура своему народу! Вот сцена безмолвного признания в любви Алёши Скворцова и Шуры, героев «Баллады о солдате», вот сильнейшая сцена встречи безногого солдата со своей женой:





«Все преграды я смогу пройти без робости
В спор вступлю с невзгодою любой…»


Следующей была песня Аркадия Островского «А у нас во дворе» — о безусловной и бескорыстной любви, культивировавшийся советским обществом.

Затем мы, пользуясь случаем, попытались разоблачить один из гнуснейших, как сейчас сказали бы, «мемов» Перестройки: «В СССР секса не было» .

Нашим гостям была продемонстрирована видеозапись знаменитого телемоста Познера — Донахью. Из этой записи ясно видно об отсутствии какого именно секса в СССР шла речь.



Мы и сейчас со всей решительностью заявляем: мы против разжигания животных инстинктов с целью обогащения (речь шла об использовании сексуальных сцен в телерекламе).

Заканчивала «романтический» блок нашего концерта знаменитая песня «Эхо любви» композитора Е. Н. Птичкина, запомнившаяся миллионам советских слушателей в исполнении замечательной певицы — Анны Герман:

«И даже в краю наползающей тьмы
За гранью смертельного круга
Я знаю с тобой не расстанемся мы
Мы память мы память
Мы звездная память друг друга»


Исполнение песни сопровождала презентация из фотографий советских женщин, создавших уникальную советскую культуру: актрис Юлии Борисовой, Татьяны Самойловой; эстрадных исполнительниц Анны Герман, Майи Кристалинской, кинорежиссёра Ларисы Шепитько.



Второй раздел концерта был посвящен советской женщине-матери. Как говорили в Советском Союзе: «У нас есть лишь один привилегированный класс — это дети». Слушателям напомнили о том, как советское общество заботилось о детях: и о советском образовании (лучшем в мире), и о детском здравоохранении (сложнейшие операции делались не в Израиле и Германии, а у нас в стране — и успешно, и абсолютно бесплатно), и о возможности для каждого ребенка полноценно и бесплатно отдохнуть, о всемерном развитии творческого потенциала советских детей — у них была возможность участвовать во всевозможных кружках и секциях и опять же («О, проклятый Совок!») … бесплатно.

Не обошли мы вниманием и проблему беспризорности, которой в СССР просто не существовало. Ювенальным технологиям и половым извращениям мы противопоставили классическую советскую семью. В конце интродукции мы вспомнили о том, как заботилась советская власть о детях с ограниченными возможностями здоровья. Если бы не уникальные учебно – реабилитационные учреждения, такие, как например Школа слепоглухонемых в Загорске, которую создали выдающиеся ученые А. И. Мещеряков и Э. В. Ильенков, то никогда бы, обреченные на растительный образ жизни дети, не смогли бы полноценно вписаться в социум. (И не просто вписаться, а подняться к вершинам творческой деятельности, как например А. Суворов, ставший профессором психфака МГУ).

Две песни были посвящены нашим мамам: малоизвестная, но очень проникновенная «Матери» и знаменитая украинская «Рiдна мати моя» — на слайде цветущий советский Киев, ещё не вкусивший прелестей самостийности. Заканчивала наш второй блок — малоизвестная, но очень трогательная песня из репертуара Анны Герман «Идёт ребёнок по земле». Здесь с большим теплом и любовью рассказывается о человеке, недавно пришедшем в наш мир, о чуде человеческого бытия:

«Идёт хозяин завтрашнего дня
Носитель негасимого огня
Так пусть его повсюду радость ждёт
Ребёнок по большой земле идёт!»


Эту песню оформляли слайды с фотографиями советских детей: вот мама искренне радуется своему маленькому сыну, её лицо не омрачено страхом, ей нет нужды где-то изыскивать средства на самое необходимое. Вот дети с увлечением учатся, вот наслаждаются беззаботной игрой — они защищены советским государством и от физической, и от нравственно-психологической агрессии. Вот только закончился бой, освобождена от фашистских оккупантов советская деревня и наш боец, отложив в сторону ещё не остывший ППШ, кормит из походной миски годовалого сироту.





Перед заключительным блоком концерта была исполнена знаменитая «Черноглазая казачка».

Завершали наш концерт песни, посвященные женщине – воину. Советская женщина отличалась глубокой любовью к своей Отчизне. История не знает такого массового участия женщин в боевых действиях, как в Великую Отечественную войну. И факты говорят о том, что это был глубинный порыв, а не насильная мобилизация властью всех, кто мог держать оружие. Среди добровольцев, в первые дни войны подавших заявления об отправке в действующую армию, до 50% ходатайств было от женщин. Женщины плечом к плечу с мужчинами служили медиками, лётчицами, снайперами, в частях ПВО, связистками, разведчицами, шофёрами, топографами, репортерами, даже в танковых частях, в артиллерии и пехоте. Женщины — активные участники подполья, партизанского движения.

Прозвучали песни, посвященные теме «женщина и война»: «Темная ночь», «Казаки в Берлине», а в самом конце прозвучала знаменитая «Катюша». Под эту песню мы вспомнили наших женщин – героев: снайперов — Людмилу Павлюченко, Наталью Ковшову, Марию Поливанову; летчиц — Марину Раскову, Евгению Рудневу, Валентину Гризодубову; партизанок-подпольщиц — Зою Космодемьянскую, Елизавету Чайкину, членов «Молодой гвардии» — Ульяну Громову и Лидию Шевцову, пионерку-героя Зинаиду Портнову и многих других.





После того, как вместе с нашими гостями «на бис» ещё раз была исполнена «Катюша», на импровизированную сцену вышли член региональной первичной организации (РПО) движения «Суть времени» Анастасия Сулаева и Екатерина Пак. Они подготовили небольшие, но очень интересные рассказы о том, как воспевают Женщину в различных культурах:

(Стихи на арабском читает востоковед Анастасия Сулаева)

ويمر بي طيفها وتسكن الأحلام
جميلة وأحبها واسمها شـــــــآم
ويمر بي طيفها وتسكن الأحلام
جميلة وأحبها واسمها شـــــــآم

شو مرق ع راسك
شـــــو تغيرو ناسك
ليش هيك فيك صار
اجتمع الوجع والنار
صاروا إلك زنار
يا أرض السلام
يا أرض السلام
معليش إلك الله والملايكة حراسك

Мимо меня проходят видения, и оживают мечты.
О прекрасная, я люблю ее и имя ей Шам
О прекрасная, я люблю ее и имя ей Шам
Какие мысли пронеслись в твоей голове?
Как изменились твои люди?
Почему так случилось?
Боль и пожары вокруг
На тебя навели курок
О земля мира
О земля мира
Поможет тебе Бог


Тем самым мы подчеркнули международный характер весеннего праздника.

В заключении мы подарили каждой нашей гостьи по букету тюльпанов:

Подводя итоги, следует сказать, что в целом задумка удалась: мы попытались сделать наш праздник в ключе Сверхмодерна. Мы стремились достичь синтеза из строгих исторических фактов (снабдив их наглядными доказательствами) и художественных образов (соединив песню с разного рода видеорядом и художественным словом). Такого рода многомерные композиции, воздействующие на ум и душу человека, несущие правду о нашем прошлом, наших предках, будем надеяться, в пух и прах разобьют убого состряпанную ложь ненавистников нашей Родины.

До встречи в СССР!

20 марта 2016 года
Андрей Баздырев




Добавить в друзья: | ЖЖ | твиттер | фейсбук | ВК | одноклассники | E-mail для связи: gnktnt@gmail.com
Tags: 8 марта, Андрей Баздырев
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments